Стандарт

по организационному развитию ODA

1
ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
  • Функция организационного развития отвечает за построение эффективной системы управления организацией с целью достижения поставленных перед ней стратегических целей.

  • Характер работы и наполнение функции организационного развития зависит от того, какую именно роль эта функция играет в конкретной организации.

  • Исследование, проведенное Ассоциацией организационного развития, показывает, что выделяются две типичные роли функции организационного развития – сервисная и стратегическая.
2
РОЛИ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
3
ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТА
Функция организационного развития обладает высоким потенциалом по повышению
эффективности бизнеса.

  • При этом функция по-разному воспринимается и выстроена в различных компаниях. Зона ответственности блока по организационному развитию варьируется от узкоспециализированных функций в рамках процессов управления персоналом до стратегических задач по трансформации бизнеса.

  • Наблюдается дефицит кадров в области организационного развития, особенно в отношении специалистов со стратегическими компетенциями.

  • Существующие образовательные программы и тренинги в области организационного развития охватывают лишь некоторые из дисциплин, не обеспечивая комплексной подготовки специалистов и руководителей в области организационного развития.

  • Как результат – потенциал функции организационного развития не реализуется в полном объеме, бизнес не получает необходимой поддержки и экспертизы, что существенно снижает возможности по повышению эффективности бизнеса.

  • Существующие профессиональные стандарты затрагивают те или иные аспекты организационного развития, однако ни один из них не охватывает эту дисциплину в полном объеме.
4
ЦЕЛИ РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТА
Цель разработки данного стандарта: повышение эффективности бизнеса за счет раскрытия
полного потенциала функции организационного развития, а именно:

  • повышения уровня стратегической значимости функции и расширения зоны ответственности специалистов по организационному развитию,

  • определения и стандартизации состава функций и уровня компетенций специалистов по организационному развитию,

  • развития обучающих программ по организационному развитию,

  • организации профессиональной сертификации специалистов по организационному развитию.
5
ФУНКЦИИ, ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ
СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Функции руководителя
  • Выстраивание системы управления/ бизнес-архитектуры организации, определение целей
  • Управление операционной моделью (синхронизация стратегических целей, процессной модели и организационной модели)
  • Определение стратегии организационного развития
  • Управление программами организационной трансформации
  • Управление трансформацией корпоративной культуры
  • Управление функциональными стратегиями
Функции специалиста
  • Анализ трендов в организационном развитии
  • Проведение сравнительного анализа операционных моделей компаний
  • Подготовка предложений по подготовке стратегии организационного развития
  • Мониторинг стратегических организационных проектов
Знания
  • Типология бизнес-моделей
  • Типология организационных структур
  • Методики стратегического анализа и разработки стратегии
  • Жизненные циклы развития организаций
  • Типология корпоративных культур

Умения

  • Анализировать потребность бизнеса в организационном развитии
  • Разрабатывать операционную модель с учетом бизнес-модели и стратегии компании
  • Управлять программами и проектами
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ДИЗАЙН
Функции руководителя
  • Целеполагание и планирование по организационному дизайну
  • Определение методологии организационного дизайна
  • Управление стратегическими организационными проектами: реорганизация компаний, интеграция компаний после поглощения, создание общих центров обслуживания, создание новых организационных блоков и пр.
  • Определение необходимых для компании практик управления и организация их внедрения: проектное управление, продуктовое управление, сервисное управление, управление по целям, управление качеством, управление рисками и пр.
Функции специалиста
  • Организационное проектирование
- Организационная структура компании
- Проекты по организационным изменениям
- Организационная аналитика
- Штатные расписания
- Нормирование труда

  • Ведение функциональной модели
- Функциональная модель компании: распределение функционала по уровням управления и организационным, блокам
- Функциональное руководство
- Централизация/децентрализация функций
- Ролевые модели
- Положения, должностные инструкции

  • Ведение системы принятия решений
- Роль корпоративного центра
- Органы принятия решений: коллегиальные, совещательные и пр.
- Полномочия и ответственность, делегирование, матрицы лимитов

  • Автоматизация процессов организационного дизайна
Знания
  • Типы организационных структур
  • Процесс организационного проектирования
  • Методы анализа и оптимизации организационных структур
  • Правила разработки штатных расписаний
  • Методы описания ролей и должностей
  • Методы нормирования труда, оценки численности
  • Методы распределения функционала по уровням управления и организационными единицами
  • Принципы функционального руководства
  • Подходы и принципы централизации/децентрализации функций
  • Правила разработки положений, должностных инструкций
  • Основы корпоративного управления
  • Типология ролей корпоративного центра
  • Типы коллегиальных и совещательных органов принятия решений
  • Методы распределения полномочий и ответственности
  • Принципы делегирования
  • Методы автоматизации процесса организационного дизайна
  • Трудовой кодекс РФ, государственные нормативные акты в области регулирования деятельности юридических лиц

Умения

  • Проектировать организационные структуры
  • Обследовать организационные структуры на предмет оптимальности и эффективности
  • Формировать штатные расписания
  • Проводить нормирование труда, делать оценку численности, разрабатывать ресурсные планы
  • Описывать должности и роли
  • Создавать функциональную модель
  • Внедрять функциональное руководство
  • Разрабатывать положения и должностные инструкции
  • Проектировать органы принятия решений
  • Формализовывать полномочия и ответственность, разрабатывать матрицы лимитов
  • Автоматизировать процессы организационного дизайна
ПРОЦЕССНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Функции руководителя
  • Целеполагание и планирование развертывания процессного управления
  • Определение методологии процессного управления и регламентации
  • Управление процессной моделью: состав процессов, владельцы процессов
  • Стратегические проекты по оптимизации и реинжинирингу процессов (процессы уровня отрасли / холдинга, сквозные глобальные процессы и пр.)
Функции специалиста
  • Декомпозиция и описание процессов
  • Оптимизация и реинжиниринг процессов
  • Процессные показатели и аналитика
  • Разработка и согласование внутренних нормативных документов
  • Автоматизация процессного управления: внедрение средств моделирования процессов и пр.
Знания
  • Методы процессного управления
  • Правила и нотации декомпозиции и моделирования процессов
  • Методы оптимизации и реинжиниринга процессов
  • Правила формирования показателей процессов
  • Правила регламентации, типы нормативных документов
  • Методы и средства автоматизации процессного управления

Умения

  • Декомпозировать и моделировать процессы
  • Проводить анализ эффективности процессов
  • Оптимизировать и проводить реинжиниринг процессов
  • Определять показатели процессов
  • Автоматизировать процессы
ОПЕРАЦИОННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Функции руководителя
  • Целеполагание и планирование деятельности по повышению операционной эффективности
  • Управление методологией повышения операционной эффективности
  • Управление стратегическими проектами по операционной эффективности
Функции специалиста
  • Выявление зон повышения эффективности
  • Реализация проектов по повышению операционной эффективности
  • Внедрение системы постоянных улучшений
  • Внедрение бережливого производства, Lean, Six Sigma
  • Автоматизация деятельности по повышению операционной эффективности
Знания
  • Методы повышения операционной эффективности: сокращение затрат, повышение производительности труда, повышение эффективности процессов, повышение организационной эффективности и пр.
  • Инструменты внедрения бережливого производства: виды потерь, картирование потока создания стоимости, визуальное управление и пр.
  • Принципы внедрения системы постоянных улучшений
  • Базовые финансовые знания

Умения

  • Выявлять зоны для повышения операционной эффективности
  • Анализировать финансовые результаты
  • Осуществлять структурированный анализ проблем и выявлять корневые причины их возникновения
  • Внедрять инструменты бережливого производства
  • Разворачивать систему постоянных улучшений
  • Управлять проектами
  • Автоматизировать процессы
  • Проводить статистический анализ
УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ
Функции руководителя
  • Целеполагание и планирование деятельности по управлению изменениям
  • Определение методологии управления изменениями
  • Управление изменениями на стратегических проектах
  • Работа с ключевыми стейкхолдерами
Функции специалиста
  • Управление проектами по управлению изменениями
  • Работа со стейкхолдерами
  • Выстраивание коммуникации
  • Оценка и повышение готовности к изменениям сотрудников, работа с сопротивлением
  • Оценка влияния изменений
  • Внедрение изменений, включая обучение и оценку приживаемости
  • Ведение реестра изменений
Знания
  • Методы и инструменты управления изменениями
  • Принципы работы со стейкхолдерами изменений
  • Принципы коммуникаций при управлении изменениями
  • Методы оценки и повышения готовности к изменениям сотрудников
  • Методы оценки влияния изменений на организацию и сотрудников
  • Базовые знания психологии и конфликтологии

Умения

  • Управлять процессом изменений
  • Вовлекать стейкхолдеров
  • Организовывать внедрение и обучение, работать с возражениями
  • Организовывать коммуникационные мероприятия
  • Оценивать влияние изменений на организацию и сотрудников
В рабочую группу по разработке стандарта вошли представители организаций:
  • ОАО «РЖД»,
  • ООО «ЯНДЕКС»,
  • ПАО «ГМК «Норильский никель»,
  • ПАО «Полюс»,
  • ПАО «МТС»,
  • ПАО «КАМАЗ»,
  • АО «Компания ТрансТелеКом»,
  • АО «Альфа-Банк»,
  • ПАО «Газпром нефть»,
  • ПАО «ТМК»,
  • ООО «Т2 Мобайл».
Ассоциация организационного развития выражает особую благодарность за вклад в разработку стандарта: Юлии Борисовой, Марии Арманд, Наталье Бочкачевой, Наталье Продан, Михаилу
Рыбакову, Светлане Сидоркиной, Марии Давыдкиной, Виктору Тубалову, Кириллу Проклову, Ирине Гильмановой, Максиму Сафронову.