Мы с командой подготовили комплексную стратегию по ключевым направлениям.
1. Перестройка коммуникацииУсилили информационную поддержку, начали сами ходить по цехам и подразделениям, чтобы найти интересных, перспективных сотрудников. Сначала беседовали, а затем проводили отбор, оценивая аналитические способности, кругозор, смелость и готовность высказывать свое мнение. Так сформировали первую пилотную группу, с которой начали внедрять инструменты бережливого производства (Lean) и запускать проекты по реинжинирингу.
Параллельно мы разрабатывали систему, которая должна была, во-первых, показать людям, что работа может быть организована по-другому, во-вторых — мотивировать их активно участвовать в изменениях.
Сначала люди боялись рот открыть, но постепенно атмосфера начала выравниваться. Работники осознали, что у них есть прямой канал связи — если какие-то вопросы вызывают беспокойство и требуют решения, можно сказать об этом напрямую топ-руководителю, например, уровня вице-президента.
2. Работа с репутацией и признаниемМы сделали успехи проектных команд максимально видимыми для всей компании. О каждом шаге, каждой инициативе и победе рассказывали в корпоративных СМИ, которые в компании были очень развиты. Направляли команды на другие предприятия холдинга, чтобы они делились опытом и перенимали лучшие практики. Выдвигали наших лидеров на корпоративные конкурсы.
Через год в конкурсах участвовало уже около 300-400 человек со всех площадок. Мы их поощряли, а главной наградой было дополнительное обучение и развитие.
3. Карьерный лифтУчаствовать в проектах по реинжинирингу стало не только престижно и почетно, но и выгодно. Мы создали систему, которая открывала сотрудникам возможности для быстрого карьерного роста. Руководители и топ-менеджеры активно приглашали успешных участников проектов на более высокие и ответственные должности.
Со временем участие в проекте стало признанной привилегией. Попасть в команду могли лишь наиболее выдающиеся сотрудники. Ведь проект превратился не просто в карьерную лестницу, а в «скоростной лифт». Сотрудник, как правило, возвращался не на свою прежнюю должность. Его «забирали» к себе: руководитель проекта — на повышение, топ-менеджер или даже вице-президент — в свое прямое подчинение. Лифт работал, даже если сотрудник был начинающим специалистом. Например, после первых двух проектов 90% участников вернулись на позиции на 1-3 уровня выше или перешли в другие подразделения.
Мы отслеживали судьбу каждого после завершения краткосрочных проектов. Предлагали поддержку:
- персональные консультации по принципу «телефона доверия»
- кураторство при всех кадровых передвижениях
- защиту интересов сотрудников и помощь в адаптации на новых ролях
4. Материальная мотивацияВнедрили модель оплаты, которая гарантировала сотрудникам сохранение среднего заработка по основному месту на время работы в команде проекта. Люди могли полностью сосредоточиться на задачах, не беспокоясь о сохранении дохода.
После успешной реализации проекта команда получала премию из общего фонда, размер которого зависел от экономического эффекта инициативы.
Позже систему доработали: сотрудники стали получать дополнительное вознаграждение — процент от экономического эффекта за предложенные инициативы.
5. Комплексный подходЛюдей мотивировали не только деньгами и карьерой, но и созданием среды, основанной на доверии, признании и реальных возможностях. Сотрудники видели, что их идеи, в успех которых поначалу никто не верил, действительно внедряли в компании. При этом авторы инициатив получали публичное признание.
Кстати, тот самый сотрудник, несмотря на сложный старт, в итоге вырос до начальника цеха.